UTM-метки: инструкция по применению

Когда вы будете проводить рекламную кампанию, вам понадобится информация об источниках трафика. Эти данные помогут понять, откуда приходят посетители — из каких каналов (соцсети, поисковая реклама, баннерная), какие из рекламных кампаний принесли большую прибыль и многое другое.

Узнать эту информацию помогают UTM-метки, с ними вы сможете быстро реагировать на изменения в рекламной кампании и перераспределять бюджет.

Технически UTM-метки — это параметры, которые пишутся в ссылке после знака «?». Параметры эти потом считывают системы аналитики Google и Яндекс и обрабатывают данные.

Примеры использования UTM-меток:

— Если вы ведете рекламные кампании на разных площадках (в поисковой выдаче, соцсетях, медиа, блогах) и хотите узнать подробную информацию о каждом источнике трафика.

— Если вы делаете e-mail рассылку и хотите протестировать, какое из писем приводит на сайт больше людей.

— Если вы проводите а/б тестирование.

UTM-метки — изобретение компании Urchin Tracking Module (в переводе «Отслеживающий модуль компании Urchin»). В 2005 году компанию выкупил Google и на ее основе создали Google Analytics.

Где мне взять UTM-метку

На вашем сайте должны быть установлены и правильно настроены системы аналитики, например, Яндекс.Метрика или Google Analytics. Если вы еще этого не делали — здесь можете прочитать подробную инструкцию.

UTM-метки похожи на тэги, только их прописывают как дополнительную информацию в ссылке. Это быстрый способ отследить источники трафика.

Выглядит это так.

Есть основная ссылка: например, flexbe.ru

К основной ссылке добавляются UTM-метки — по ним системы веб-аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика считывают сведения о пользователях, которые перешли на сайт: flexbe.ru/?utm_source=yandex

Можно сказать, что UTM-метки это фрагменты кода, которые добавляются в ссылку. Но не нужно быть программистом и писать этот код — для подбора меток существуют специальные сервисы. Например, генератор UTM-меток Flexbe.

Сервис рассчитан на людей, которые только что узнали слово «UTM» и не планируют изучать тонны материала. А планируют только пару кнопок нажать, забрать метки и побыстрее настроить рекламу, чтобы пришли клиенты.

Алгоритм такой: заходите в редактор Flexbe — Аналитика — Генератор UTM-меток.

Вводите параметры и получайте готовую ссылку. Быстро и просто. 

Есть и другие генераторы меток — например, компоновщик меток Google, UtmUrl или Callibri.

Из чего состоят UTM-метки

Каждая UTM-метка, которая добавляется к адресу сайта, состоит из двух частей:

1. Параметр

2. Значение метки

Параметр это первое слово в UTM-метке, в примере выше это utm_source. После параметра ставят знак равно и потом пишут значение. 

Все люди в мире пользуются одинаковыми параметрами — ниже мы сделали список с самыми основными из них, чтобы вы имели минимальное представление о том, из чего состоят UTM-метки. 

В одной ссылке может быть несколько UTM-меток — лучше указывать минимум три параметра: источник трафика — utm_source (Google, Yandex, ВКонтакте, Facebook и так далее ), тип трафика — utm_medium (e-mail рассылки, оплата за клик, оплата за показы и так далее) и название рекламной кампании — utm_campaign. Эти параметры называют обязательными, потому что без них ссылка не даст достаточно информации для аналитики. 

Если вы будете пользоваться генератором UTM-меток, вам нужно будет только вписать значения в пустые поля — генератор автоматически соберет ссылку (об этом инструкция ниже).

Параметры пишутся всегда одинаково, а значения — уже на ваше усмотрение. Вы можете написать в значении что угодно и любым алфавитом, но рекомендуем писать латиницей. А также в значении учитывается разница между заглавными или строчными буквами: utm_campaign=flexbe и utm_campaign=Flexbe — разные метки.

Все слова в ссылке пишутся не через пробел, а через нижнее подчеркивание. А UTM-метки отделяются друг от друга вот этим знаком — «.Например, academy.flexbe.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpm

Обязательные параметры

utm_source — источник трафика: Google, Yandex, ВКонтакте, Facebook и другие

utm_medium — тип трафика: e-mail рассылки,  оплата за клик, оплата за показы и другое

utm_campaign — название кампании, вы задаете его сами, чтобы отличать одну рекламу от другой

Необязательные параметры

utm_term — ключевое слово, которое привело к показу объявления

utm_content — помогает отличать объявления внутри одной рекламной кампании друг от друга

Динамические параметры

Нужны для расширенной статистики, добавляются также к основной ссылке, но через фигурные скобки «{...}». Здесь вы можете посмотреть подробный список динамических параметров, они разные для Яндекс.Директ и Google Ads.

Как создать UTM-метку

Давайте на примере генератора UTM-меток Flexbe подробнее рассмотрим, какие параметры нужно ввести, чтобы в итоге получить нужную ссылку.

1. Сначала выберите страницу, которую вы собираетесь рекламировать.

2. Затем укажите источник трафика — площадку, где будет рекламироваться ваша страница.

Google Ads — контекстная реклама в Google. Если не знаете, как настраивать рекламу в Google Ads — в этом уроке можете прочитать инструкцию.

ВКонтакте (посты в группах) — рекламный пост в одной из групп, где сидит ваша целевая аудитория.

ВКонтакте (таргетинг) — реклама показывается выбранной целевой аудитории.

Facebook / Youtube / Instagram / Twitter / Одноклассники — реклама в одной из соцсетей.

Другая площадка — рекламная площадка, которой нет в списке выше.

3. Затем выберите тип трафика.

Оплата за клик — вы платите только когда пользователь кликает по рекламному объявлению.

Оплата за показы — вы платите за количество показов вашей рекламы пользователями.

E-mail — почтовая рассылка.

Баннеры — рекламные баннеры на сайтах и в соцсетях.

Ретаргетинг — когда рекламу показывают пользователям, которые ранее заходили на ваш сайт.

Прайс площадки — интернет-ресурсы, которые размещают у себя на сайте предложения рекламодателей, занимающихся онлайн-продажами.

Партнерская программа — переход по партнерской ссылке.

Другой тип — реклама, которой нет в списке выше.

4. Укажите название рекламной кампании.

5. Напишите ключевую фразу.

Необязательный параметр. Актуален только для поисковой рекламы, метка помогает собрать данные — сколько людей пришло с конкретного ключевого слова. Обычно этот параметр используется с динамической переменной {keyword} — чтобы Яндекс.Директ или Google Ads сами в момент клика подставляли ключевую фразу.

6. Напишите дополнительный параметр.

Добавьте этот параметр, если вам необходимо отличить друг от друга объявления внутри одной рекламной кампании.

7. Полученную ссылку скопируйте и используйте в рекламном объявлении.

Что делать с UTM-меткой после ее создания

Просто генерация ссылки с UTM-метками ничего не дает — эту ссылку нужно потом правильно использовать. 

Представьте себе, что метка похожа на «жучок», который прицепляют к одежде, когда идут на журналистское расследование. UTM-метки не меняют на самом сайте ни буквы. Вы словно прицепляете «жучок» к ссылке, и когда начинаете рекламную кампанию, этот «жучок» собирает данные по пользователям и передает в системы аналитики. 

А системы аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика уже видят — кто откуда пришел и что делал на сайте.

Допустим, Аня подписана на e-mail рассылку издательства МиФ, ей пришла интересная подборка новинок этого месяца, она перешла на сайт и купила книгу «Не работайте с мудаками». Как это видит система аналитики? Ссылка: 

mann-ivanov-ferber.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=email&utm_campaign=newbooks

Благодаря этой ссылке с UTM-метками вы можете проследить всю цепочку действий Ани — от открытия письма в почте до покупки книги.

Вася погуглил «шампунь для пышных волос» и пришел на ваш сайт из рекламы в поиске Google, выбрал и положил шампунь в корзину, но не купил. Что видит система аналитики? Ссылка:

shampun.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=poisk&utm_term=hair и Благодаря этой ссылке с UTM-метками вы можете увидеть путь Васи от перехода с рекламы в поиске Google до брошенной корзины. Если у вас много подобных случаев, когда люди передумывают покупать товар на последнем шаге — можете проанализировать, в чем же собственно дело.

Если вы чего-то не поняли в статье — не волнуйтесь, как только начнете создавать UTM-метки, быстро всему научитесь. Это одна из тем, когда в теории сложнее, чем на практике. 

Ошибки при создании UTM-меток

1. Проверьте написание знака «?» перед UTM-метками: 

academy.flexbe.ru/?utm_source=vk_post

2. В ссылке не должно быть пробелов. Только нижнее подчеркивание «_».

3. Проверьте, чтобы перед первой меткой не было лишних конструкций

academy.flexbe.ru/html?utm_source=yandex&utm_medium=cpm

4. На сайте, на который ведет ссылка с UTM-метками, не установлены счетчики Яндекс.Метрики и Google Analytics.

5. Некоторые сервисы почтовых рассылок автоматически генерируют свои собственные UTM-метки по умолчанию, например, utm_medium=email и добавляют в конце ваших ссылок. Они могут отслеживаться неправильно.

6. Неправильно используются символы «&», «=», «?» и «#» в параметрах UTM.

7. Перепутаны заглавные и строчные буквы.

Зачем нужны UTM-метки, если есть авто-пометка

В интерфейсах рекламных продуктов есть функция автоматической пометки — они тоже передают данные о рекламных кампаниях, но не являются полноценной заменой UTM-меток.

Яндекс Метрика «понимает» переходы из Яндекс Директ, Google Analytics «понимает» переходы из Google Ads. Но они не понимают друг друга. В результате часть данных неизбежно теряется. К тому же автоматические пометки не дают возможности отследить результаты до уровня рекламных кампаний или ключевых слов. Поэтому для сбора полной информации и качественной аналитики мы советуем использовать UTM-метки.

Комикс про всё, что было выше