Как сделать e-mail рассылку

E-mail рассылка — это автоматическая отправка писем от лица компании или блогера. Вы составляете шаблон письма, а почтовый сервис рассылает письма по базе подписчиков.

Первый вопрос, на который стоит получить ответ:

Говорят «эффективный инструмент маркетинга», «помогает привлечь новых клиентов» — но «таблетки для всех» не бывает, нужно понимать, что подходит лично вам. Например, телевидение тоже очень эффективный инструмент, но эффект от него бывает разный ♛

В этой статье вот что мы разберем:

  • Зачем нужна e-mail рассылка: кому она подойдет, для каких целей, каким бизнесам
  • Статистика: в каких областях бизнеса больше всего открывают рассылку, отписываются
  • Как выглядит рассылка, что в ней предлагают — репортаж из нашей личной почты
  • На какие вопросы стоит ответить, чтобы понять — делать ли рассылку именно вам
  • Типы e-mail рассылки
  • Где взять подписчиков, как создавать базу
  • Какие бывают письма и как их составлять
  • Как анализировать, работает рассылка или нет

Зачем нужна e-mail рассылка

В письмах людям рассказывают о классных товарах, новых услугах, акциях, обновлениях продукта, поздравляют с праздниками, напоминают об отложенных покупках. 

Для компании рассылка нужна, чтобы увеличить продажи и расположить к себе клиентов.

Для клиентов — чтобы они получали пользу: узнавали интересную информацию, смеялись, экономили свои деньги и время. 

Например, вы знаете, что пользователь N любит ваш ресторан и приходит несколько раз в месяц. Вы можете прислать ему обновленное меню — не чтобы похвастаться, а для вдохновения. Человек посмотрит, захочет попробовать новую «Авторскую рыбу на гриле» и с радостью запланирует вечер. 

Рассылка — это полноценные отношения между клиентом и продавцом. Если какой-то одной стороне они не нужны, то отношений не будет, а вместо них развод и отписка.

Что нужно для того, чтобы запустить рассылку?

База подписчиков. Минимум человек 50. Если вы хотите поделиться полезной информацией — 50 вполне приличное число для старта. Если же вы собираетесь продавать что-то — учитывайте, что не все откроют письмо, еще меньше человек перейдут по ссылке, и еще меньше купят. В этом случае 50 человек — очень мало.

Если вы будете собирать базу естественным путем, денег не потребуется — для этого нужно время, запастись терпением и придумывать фишки, вдохновляющие клиентов оставить вам свою почту. Иногда люди покупают подписчиков — но мы не советуем (об этом ниже).

Дизайн письма. Придумайте, как будет выглядеть ваше письмо, будут ли там визуальные элементы или только текст. Вы можете воспользоваться бесплатно шаблонами в почтовых сервисах или нанять дизайнера — от 1000 ₽ за дизайн одного письма.

Контент для писем. Вам понадобятся тексты и фотографии. Вы можете делать все сами или нанять копирайтера (от 500 ₽ за письмо) и фотографа (от 300 ₽ за фотографию).

Почтовый сервис, который  отправляет рассылку. Самые популярные в России это UniSender (есть бесплатный тариф до 100 подписчиков, от 441 ₽ в месяц), GetResponse (месяц бесплатный пробный период, затем тариф от 15 $ в месяц) и Mailchimp (бесплатный тариф до 2000 подписчиков, платный от 10$ в месяц).

Если вы сами будете писать и оформлять письма, для старта рассылки деньги не нужны — вам понадобится только время.

Можете посмотреть, как работают рассылки в ваших областях — найдите свою сферу и посмотреть статистику по ней. Платформа GetResponse провела исследование, как люди взаимодействуют с почтовой рассылкой.

<p>В каких бизнесах больше всего открывают рассылку</p>

В каких бизнесах больше всего открывают рассылку

<p>В каких бизнесах больше всего кликают на призыв действия в рассылке</p>

В каких бизнесах больше всего кликают на призыв действия в рассылке

<p>В каких бизнесах больше всего отписываются от рассылки</p>

В каких бизнесах больше всего отписываются от рассылки

Когда будете анализировать свою рассылку, ориентируйтесь на эти же три критерия:

  • сколько подписчиков открывает рассылку
  • сколько из них переходят по ссылкам в письме
  • коэффициент отписок

Нужно смотреть не только на уровень просмотров и переходов по ссылкам из письма, но и наблюдать за степенью вовлеченности. Допустим, человек сначала заинтересовался вашей рассылкой, но потом передумал и не хочет читать. А вы шлете, и шлете предложения, приглашения, поздравления — как назойливый поклонник, который быстро начинает раздражать.

Если вы видите, что человек стабильно не открывает вашу рассылку — сделайте перерыв, перестаньте его атаковать. Попробуйте рассылать самые полезные письма раз в 2-3 недели.

Если у вас есть возможность попросить клиентов заполнить анкету, то вы можете узнать кого что интересует и слать предложения только тем подписчикам, которым оно интересно. Например, не стоит приглашать на мастер-класс по женской силе мужчин, или рассказывать о новых колясках школьникам.

Примеры почтовых рассылок из нашей почты

Издательство Бюро Горбунова присылает письма с демонстрационными главами новых книг, чтобы подписчик ознакомился и заранее запланировал покупку.

Иллюстраторское агентство Bang! Bang! делает рассылку, когда идет набор на новый курс. Курсы часто повторяются, но набор может быть раз в сезон. И если человек хочет на курс, не будет же он караулить его каждую неделю — очень удобно подписаться, и тебя позовут.

Обучающий проект Arzamas выпускает новые бесплатные курсы несколько раз в месяц и рассказывает об этом в письмах. 

Аналитический портал DataCamp присылает подборку новых практических задач, проектов и статей за неделю.

Рассылка DNS — подборка акций, скидок, подарков, бонусных товаров.

Если вы хотя бы раз покупали онлайн-билет в магазине «Пирамида», каждый месяц вам будут присылать дайджест с подборкой концертов.

Какие бывают письма

Рассылку читают с компьютера, планшета, телефона. Учитывайте адаптивную версию, когда будете собирать письма — они должны легко читаться с экрана смартфона. Не перегружайте их картинками и другими визуальными элементами.

  • Продающие письма. Распродажи, акции, скидки, новые товары и услуги.

Человек получает на почту сезонные каталоги, предложения о новых товарах и услугах, оповещение об акциях и бонусах — чтобы он мог сразу перейти на сайт и совершить покупку. 

Если клиент с удовольствием пользуется вашими услугами, то ему будет приятно сэкономить время, раз в неделю пробежаться глазами по новинкам, которые для него собрали. И не держать в голове, что «нужно как-нибудь зайти, посмотреть что нового».

Обычно это краткие письма «по делу». В них рассказывают об одном товаре или делают небольшую подборку товаров и услуг. Пишут условия акции. Расписывают преимущества новинок. Приглашают на закрытую распродажу. 

Продающие письма... продают. В них обязательно есть призыв к действию. Кнопка купить, перейти на сайт, заказать.

  • Триггерные. Триггер здесь имеется ввиду, как спусковой крючок, провокация, напоминание о себе.

Рассылку присылают для напоминания об отложенных товарах в корзине. Напоминают, что подошло время замены фильтров / линз / картриджей. Что пора оплатить тариф. Что вы записались на курс, и он скоро начнется.

В таких письмах поздравляют с праздниками. Напоминают о не оплаченном заказе в корзине. Сообщают, что поменялся статус заказа. Также это приветственные письма, которые обычно шлют в течение 36 часов после регистрации.

Если вы собираетесь включать в рассылку триггерные письма, разработайте план, в каких случаях они вам нужны, и составьте шаблоны на будущее.

Например, вы точно знаете, что будете рассылать два приветственных письма после регистрации подписчика — одно на следующий день, другое через неделю. Сделаете шаблоны, настройте почтовый сервис и оба письма автоматически будут рассылаться всем новым подписчикам.

  • Информационные / обучающие

Подписчикам присылают обучающие письма, полезные статьи, советы для новичков, подборку новостей за неделю. Развлекают, занимают, обучают — чтобы клиент не забывал про вас, чтобы вы воспринимались, как эксперт. Да, может быть прямо сейчас подписчик не собирается делать ремонт — но видит, что вы даете дельные советы, и в будущем может к вам обратиться.

В рассылке «Финолога», например, рассказывают важные фишки об инвесторах для малого бизнеса. Если вы попадаете в целевую аудиторию (а если подписались на рассылку, то скорее всего попадаете) — прочитать эти советы подписчику будет важно, и он будет вам благодарен.

Для информационных писем определите темы, на которые будете писать и составьте контент-план. Это должны быть не поверхностные письма, ведь такая рассылка приносит пользу людям. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть у ваших клиентов, и расскажите, как их избежать. Поделитесь секретами мастерства. Подробно опишите, как пользоваться сложными продуктами.

Можно присылать такие письма время от время, а можно сделать законченный супер-классный полезно-увлекательный цикл из 5-7 писем, которые будут падать на почту раз в неделю. Такие письма повышают лояльность подписчиков к вашей компании — вы ничего в них не продаете, а делитесь полезной информацией.

  • Реанимационные

В них напоминают пользователям о компании, когда подписчик долго не появляется на сайте или не открывает письма. Просят отзывы или поставить оценку.

База подписчиков

Начинается подготовка рассылки с самого главного вопроса — базы подписчиков.

Собирайте базу самостоятельно, даже если в начале она будет небольшой!

Не покупайте базу рассылок, иначе вы можете попасть в черный список почтовых служб, а оттуда очень трудно вылезти. Если ваши письма будут прилетать в спам — подписчики скорее всего их даже не увидят.

Почтовые сервисы пользуются спам-ловушками, чтобы вычислять спамеров и банить их:

  • включайте только подписчиков, которые сами оставили почту и разрешили ее использовать для получения писем
  • не покупайте электронные базы и не пользуйтесь программами автоматического сбора email-адресов 
  • не отправляйте письма людям, которые их не открывают месяцами
  • обновляйте список подписчиков, если письмо возвращается, а вы продолжаете слать на несуществующий адрес, скорее всего попадаете в спам-ловушку

Как пример — почтовый сервис Unisender расписал антиспам-политику

В каждом письме для рассылки обязательно должна быть кнопка «Отписаться от подписки»— это обязательное условие в рамках Федерального закона «О персональных данных».

Поставьте на сайт форму для подписки и предложите бонус за то, что человек оставит свой адрес: скидку, подарок, особые условия. Расскажите о своей рассылке в соцсетях и друзьям, если вы только начинаете свое дело, и клиентов еще немного.

В форме обычно оставляют  поля, чтобы посетители сайта указали: 

  • имя
  • e-mail

Можно попросить пользователя написать телефон, фамилию, профессию, любимые блюда и имена домашних животных, но мы советуем ограничиться минимальным набором Имя + Почта. Пользователи и так не любят писать никаких лишних  букв, оставлять свои данные — зачем заставлять их заполнять дополнительные графы.

Обязательно укажите в форме две вещи:

1. Галочку о согласии на обработку персональных данных. Галочка выступает в качестве живой подписи, и доказывает согласие подписчика на обработку данных.

2. Ссылку на политику конфиденциальности/пользовательское соглашение. В тексте формы дайте ссылку, а в само соглашение/политику включите пункт о том, что вы можете использовать адреса клиентов для email-рассылки.

C базой подписчиков помогают работать почтовые сервисы — в них вы можете автоматически рассылать письма множеству адресатов, собирать красивые письма, создавать шаблоны для писем.

На Flexbe есть интеграция с UniSender и GetResponse

Как поставить форму обратной связи на Flexbe

Добавьте новую секцию и выберите любой шаблон, где есть поля для почты.

Обязательно зарегистрируйте корпоративную почту — адреса бесплатных доменов (@gmail.com, @mail.ru, @yandex.ru и другие) не подходят для рассылок. Почтовые сервисы относятся к ним с подозрением, и письма с таких адресов часто попадают в спам.

Советуем ставить форму подписки в начале сайта или в первых экранах — чтобы человек не пропустил ее, и сразу имел возможность подписаться. Если форма будет стоять в конце лендинга — возможно, до нее просто не долистают.

Несколько простых вопросов для самого себя

Предлагаем вам начать подготовку своей почтовой рассылки с ответов на вопросы.

Какая цель у вашей e-mail рассылки?

Поднять продажи, повысить узнаваемость бренда, напомнить подписчикам, какой вы отличный эксперт. Перевести трафик с почты на сайт, сопроводить клиента после покупки.

Что вы можете делать с помощью рассылки?

Рассказать о новых предложениях. Сформировать доверие к вам, как к эксперту. Если продукт сложный — в рассылке можно объяснять, как им пользоваться. Собирать обратную связь. Напоминать о бронировании и оставленных заявках на сайте. Рассказывать о бонусах.

Есть ли у вас возможность делать постоянный контент?

Вы будете писать его сами? Как часто? Даже если вы полны сил и готовы давать советы и рассказывать про свою компанию каждый день — не стоит закидывать подписчиков письмами, 2-3 письма в месяц вполне достаточно.

Кому вы будете рассылать письма? Как будете собирать базу?

Поставить форму обратной связи на сайте, рассказать о рассылке в соцсетях, запустить таргетированную рекламу, купить посты в сообществах. 

Зачем рассылка вашим клиентам? Какая в ней польза? 

Подписчики узнают интересную информацию, получат подарок, почувствуют свою привилегированность, будут получать приглашения на закрытые мероприятия, узнавать о распродажах самыми первыми.